Публикации в российской прессе в 1999-2007 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Start-up, венчурный капитал, технологический менеджмент |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
600 секунд в невесомости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дневник Алексея Алтухова, 15 ноября 2005 - 10 сентября 2006 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я должен понять, что испытывал Гагарин, делая виток вокруг Земли. Мне предстоит побывать в невесомости. С гордостью за СССР и за первого космонавта я сажусь в военный транспорт, который должен отвезти меня к трапу готового к взлету самолета A300 Zero-G.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание: 15 ноября 2005. Ничем не примечательный денек
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 ноября 2005. Ничем не примечательный денек. Моросит затяжной дождь. Побыстрее бы в помещение. И вот, забежав в холл, вижу, в конференц-зале идет какой-то показ: на экране самолет то круто взмывает вверх, то резко идет в пике. И не истребитель какой-нибудь, а целый пассажирский Airbus. Это-то меня и заинтриговало. Поспел на конференцию как раз вовремя – на последних аккордах официальной болтологии. Когда я подошел, лектор как раз объяснял, что же это за штука такая - параболические полеты. Параболические полеты были придуманы и впервые в истории осуществлены в СССР в КБ Туполева во время подготовки в космос Юрия Гагарина. Только они позволили создать на Земле на достаточно продолжительное время - 20 секунд - условия отсутствия силы тяжести – микрогравитацию. На видео самолет как раз входил и выходил из такой параболы. В конце конференции нам предложили принять участие в параболических полетах, устраиваемых Европейским космическим агентством (European Space Agency, ESA) и проходящих ежегодно в сентябре под Бордо. Чтобы туда попасть, надо было направить заявку и пройти отборочный конкурс. Не то чтобы я сразу решил принять участие, но информация отложилась где-то в извилинах. 15 декабря 2005. В разговоре со своим близким другом Колей упомянул параболические полеты. Он тоже загорелся идеей полетать вверх-вниз по параболам. Оставалось дело за малым – найти проект. Не откладывая дело в долгий ящик, решили в тот же день пойти поговорить с профессорами. Все на нас смотрели как на сумасшедших. Но мы не сдавались. 18 декабря 2005. На третий день поисков и после десятого rendez-vous у нас оставался последний шанс и последний вариант – профессор Давор Павуна (Davor Pavuna), с которым я познакомился на какой-то конференции месяц назад. В офисе мы его застали в конце рабочего дня. Профессор уже собирался уходить. Выслушав наши сбивчивые объяснения, он не отмахнулся, а тут же, не теряя ни минуты, предложил провести brain storming – мозговой штурм. Штурмовали мы до поздней ночи. После бесчисленных сумасшедших проектов на целом ворохе бумаги родилась идея не менее сумасшедшая, но более реальная – очистка кристаллов в невесомости. В невесомости отсутствуют конвективные потоки, что улучшает степень очистки. 10 января 2006. Проект из простого рисунка на бумаге стал превращаться во что-то более осязаемое. За две недели были проведены необходимые расчеты, выбран тип установки для очистки – печка с регулируемым температурным градиентом. Но самое главное – мы с Колей нашли третьего члена нашей команды. Им стал Марк, швейцарско-французский физик. 25 января 2006. До отправки заявки в ESA остается 23 часа. 23 часа без сна и отдыха. Сначала за работу мы беремся на пару с Колей. Спустя часов так десять, видя, что нам вдвоем не справиться, вызываем Марка. Работа кипит. Для участия в конкурсе нам нужно заполнить 20-страничный формуляр, присланный ESA, а время идет. За эти часы было придумано название нашего проекта - PURE (от PUrification Related Experiment) - и что конкретно мы будем очищать – полупроводники. Наука наукой, но надо и честь знать – на одной науке голодным останешься. А полупроводники они везде. На столе у вас лежит мобильный телефон – хотя он маленький и незаметный, в нем миллионы полупроводников, которые при поступившем звонке просыпаются и начинают перебрасывать между собой потоки электронов. Осталось выбрать полупроводник. Который не в моде сейчас, но которого ждет феноменальное будущее. Но это уже тема для будущего бизнес-плана, а сейчас нам надо описать экспериментальную установку, которая могла бы очищать максимальное количество полупроводников. И нам это удается. За 10 минут до установленного срока мы отправляем документ в приемную комиссию ESA. 20 марта 2006. Обычный рабочий день. Я в своей лаборатории препарирую рыб для одного биологического эксперимента. Раздается звонок. Я нехотя ищу трубку. Эксперимент наконец-то удается и мне не хочется терять время на пустяки. Телефон представляется журналистом швейцарской газеты Le Temps и просит меня сообщить детали моего эксперимента. Сильно удивленный, что об этом узнала пресса, я начинаю объяснять про рыб. «Да нет, не то, - прерывает меня журналист, - ваш эксперимент для участия в параболических полетах». «Какой эксперимент?» - вопросом на вопрос отвечаю я. Уважаемого читателя я прошу не забывать, что со времени отправления анкеты на конкурс прошло уже 2 месяца. «Ваша команда единственная в Швейцарии выиграла участие в параболических полетах!» - радостно сообщил мне журналист. Я вспоминаю. Бегая по лаборатории от радости, сбивчиво, перебивая и прерывая себя, объясняю суть эксперимента. Чтобы на следующий день увидеть статью про нашу команду в газете. Сообщение от ESA о том, что мы выиграли, приходит вечером – письмом подтверждаются слова журналиста о том, что мы прошли конкурс и что нас срочно ждут на базе ESTEC под Амстердамом, Голландия. 8-13 апреля 2006. Чтобы стандартным путем сделать визу в Голландию требуется не менее 3 недель. Но я сумел убедить сотрудников визового отдела, что моя поездка настолько срочная и важная, что от нее зависит будущее человечества. Виза была получена незамедлительно. И вот в 4 часа утра мы уже в поезде, идущем до аэропорта Женевы, откуда самолет должен доставить нас в аэропорт Амстердама. Почему так рано? Да потому что мы первый раз в Амстердаме. Хорошо выспавшись в поезде и самолете, мы приземляемся полные сил в 9 часов утра на центральный аэродром столицы Голландии.
Впереди у нас целый день. Только к вечеру нас должны встретить в космическом центре. Пытаемся найти экскурсионный автобус. Безрезультатно. Амстердам, как и Венеция, город каналов. Автобусам там просто негде ездить. Зато есть экскурсионные катера. Покатавшись до обеда, понимаем, что пора слезать, иначе местные жители и туристы просто съедят весь обед без нас. Капитализм - каждый выживает как может. Пообедав, понимаем, что продолжать дальше наш турпоход мы не в состоянии. Все, поехали на базу. За окном поезда простирается весенняя Голландия. Повсюду мельницы и тюльпаны. И те, и другие поражают своим разнообразием – тюльпаны различными цветами и формой; мельницы – принадлежностью к разным эпохам: от старинных 18 века до современных электрогенераторов. Приехав в ESTEC и разместившись, первым делом отправляемся в постель – досматривать сны. Через час мне это занятие надоедает, и мы с Марком, немного ворчащим из-за того, что ему не дали поспать, снова едем на поезде, но теперь не в Амстердам, который нам уже знаком и даже начал приедаться, а в Noordwijk. Город красивый, но что-то уж слишком мало людей на улице после 10 вечера, зато полно ржавых велосипедов повсюду в любое время суток.
На следующий день начались конференции. Ничего особенного и решающего для мировой науки сказано не было, поэтому, с вашего позволения, дорогой читатель, я опускаю эту неделю из дневниковых записок. 2 мая 2006. Профессор Grandjean, мой достаточно давнишний знакомый, дает нам идею в качестве кристалла использовать wafer полупроводника InSb. Согласно заявлению Intel, этот полупроводник заменит к 2015 кремний Si в изготовлении микросхем для компьютеров, что позволит повысить их производительность в 10 раз. Видя такие перспективы, мы с Колей решаем проработать бизнес-план под эту идею, что нам в конце и удается. 8-13 мая 2006. Я с Колей и Марком вылетаю из Женевы на Берлин. Полвека назад это расценили бы как боевое задание, а теперь это просто поездка на конференцию Space Technology Education Conference (STEC2006), проходящую в старинном городе Брауншвейг в 200 километрах на запад от Берлина. Приземлившись в аэропорту в 5 часов вечера, арендуем небольшой Citroen и едем в Берлин – просвещаться. По музеям особо не ходили, решили просто побродить по центральным улицам. За 6 часов непрерывной ходьбы видели многое: берлинскую стену, бранденбургские ворота, Рейхстаг. Перечислять можно много, но проще купить путеводитель. И вот в час ночи мы решили, что пора как-то выбираться в «родной» Брауншвейг. Час плутали по Берлину, как-то все-таки выехали на автомагистраль и полетели по ней под двести. Летели мы долго и счастливо, изображая из себя истребитель, так что проскочили в ночи нужный поворот. Пришлось разворачиваться и снова превращаться в машину - самолетом быть хорошо, когда не придерживаешься правил дорожного движения.
Заселились мы в гостиницу только в четыре утра, а в семь пришлось уже вставать. На конференцию в Брауншвейгский университет мы пришли одними из первых, участники начали подтягиваться только через час, так что у меня вполне хватило времени поспать в местной церкви на скамеечке. Время было утреннее, народу было мало – мне никто не помешал. Конференция началась со вступительного слова мэра, а дальше все поехало как по маслу. Участники сменялись друг за другом – настал и наш черед выступать. Защищали мы флаг Швейцарии самые последние, потом перерыв, на котором можно было обменяться мнениями. И так 4 дня. А по вечерам поездки по Германии в радиусе 100 км от нашего отеля. Очень красивая эта страна Германия.
20 августа 2006. Сборка аппарата идет полным ходом. Марк повесил гамак в лаборатории, спит в нем по ночам, чтобы не терять время на дорогу домой и обратно. Мне повезло больше - живу всего в 10 минутах пешком, так что спать ухожу к себе. А спим мы не больше 4 часов в сутки – больше нельзя, а то не успеем закончить экспериментальную установку вовремя. Я уже освоил профессии механика, электрика, электронщика, сварщика… Всего не перечислить, но мою особую гордость составляют навыки работы со стеклом. Правда, научился я мастерски изготовлять стеклянные ампулы только после того, как чуть не спалил пол-лаборатории. 29 августа 2006. Экспериментальная установка практически готова, осталось кое-какие детали, да завернуть пару винтиков. Винтики нас и губят. У одной гайки срывается резьба и приходится все разбирать. На это уходит десятки часов, и мы не успеваем проверить, как работает наш основной агрегат – механическая рука, которая должна перемещать образцы кристаллов через температурный градиент. 30 августа 2006. Автомобильный перегон Лозанна (Швейцария) – Бордо (Франция) начался на восходе солнца. Наш микроавтобус Mercedes Vito отчалил от центральной площади EPFL в 8 часов утра, как было запланировано. Правда, выспаться не удалось, но это не суть важно. Вели мы по очереди – я, Николай и Марк. Только под Лиллем попали в небольшой затор, а так доехали до Бордо без остановок всего за 6 часов, преодолев около 700 километров. Когда мы подъехали на аэродром Merignac, где стоял наш самолет A300 Zero-G, все уже собирались уезжать в отель, который располагался в 40 километрах, на берегу Атлантического океана. 31 августа – 4 сентября 2006. Каждый день ездим на аэродром, закручиваем экспериментальную установку, которая порядочно разболталась во время скоростного пробега по Франции. Пришлось даже закупить сварочный аппарат – ко мне сразу же образуется очередь, чтобы что-нибудь сварить. В самый последний день перед загрузкой экспериментальной установки мы ее наконец-то собираем. Но вот незадача. Механическая рука не хочет захватывать ампулы с образцами кристалла InSb. До погрузки в самолет остается 2 часа, за которые надо придумать, чтобы пальцы робота не скользили по стеклу. Я засыпаю и через 15 минут просыпаюсь с рациональным предложением – обмотать край ампулы проволокой для пайки. Все сразу начинает работать. Оставшиеся полтора часа мы обматываем ампулы проволокой, которую стащили на соседнем столе. Успеваем ровно к назначенному сроку. Довольные едем в наш отель.
5 сентября 2006. Бордо-Брюссель Ночь на побережье Атлантического океана. 4 утра. Звонит будильник, встаю с пола и быстро, пока никто не занял ванную, иду умываться. На шум воды начинают просыпаться приятели – нам сегодня предстоит сделать марш-бросок на Брюссель – столицу Евросоюза. Тысяча километров и один день автобусно-поездного пути отделяют Бордо от Брюсселя. Застегиваю рубашку на ходу, бегу к автобусу «Берег Атлантики – вокзал Бордо». Но как обычно опаздываю, приходится догонять автобус на ходу, пока он разворачивается. Полусонная дисциплинированная группка бельгийцев из соседнего номера поспешно освобождает лучшие места, пока мы, русские, их сами не заняли. Путешествие на восток (Брюссель) начинается. Размеренная езда на автобусе, даже на лучших местах, быстро наскучивает, и я засыпаю, встали в 4.30 утра как никак! Просыпаемся вдвоем в пустом автобусе, у вокзала в Бордо, мстительные иностранцы поленились нас разбудить. От возмездия им не уйти, бежим их догонять, но на будущее надо быть повежливее. Не заметил, как мы очутились на вокзале: стремительные скоростные поезда TGV, блестящие от ночной влаги, расходятся отсюда по всей Европе. Вот и наш TGV подошел. Через 2 минуты он срывается с места, чтобы вылететь как стрела из депо. Через Париж мы едем в Лилль, приграничный город, где должны пересесть на бельгийский тихоходный поезд. За окном (так и хочется сказать иллюминатором – скорость под 250 км/час) проносится центральная Франция: плоские равнины с полями и небольшими лесами. На этих полях более шестидесяти лет назад, в мае 1940 года, ничто не могло остановить немецкие танковые армии генералов Роммеля и Гудериана на пути к Парижу. А через 4 года также ничто не могло остановить Восьмую армию генерала Паттона. Но время летит неумолимо, и я уже в Лилле. До следующего отправления целый час, даже много времени на краткий турпоход с элементами обеда. Результаты рекогницировки: на главной площади поставлен обелиск в память деятелям первой французской революции, прямо напротив католического собора – учреждения, которое эти деятели пытались разрушить. Но гудок уже зовет, надо собираться в Брюссель. Бельгия – страна маленькая, через час с небольшим мы уже в центре, столице, где нас встречают бельгийские военные, чтобы с эскортом отвезти на военный аэродром под Брюсселем, где нас ждет уже наша экспериментальная установка, проделавшая тот же самый путь, но намного быстрее – на самолете A300 Zero-G. Для проформы немного протестировали установку. Все работало как швейцарские часы, чувствуется все-таки страна-изготовитель, хотя и собиралась руками из России. А вот с летным комбинезоном возникла проблема – ну не любят европейцы моего размера. Пришлось изрядно побегать по аэродрому, постоянно спотыкаясь о коробки с боеприпасами. Когда и с этой «трудностью» справился, сразу же отправился в отель, очень хотелось побыстрее поесть и посмотреть наконец Брюссель. Тут мне повезло: на ужин мы, участники полета, были приглашены самим мэром в лучший ресторан города. С осмотром достопримечательностей тоже все сложилось удачно: была праздничная неделя и город был феерически иллюминирован. Ходить можно было хоть всю ночь, но завтра подъем в 7 часов и параболические полеты, так что пришлось вернуться в отель пораньше, в 2 часа ночи, перебудив всех в отеле. Странный все-таки этот город Брюссель – на улице праздник, небо ясное, без осадков, а на улицах в полночь никого, только на каждом перекрестке стоят безвкусные памятники умершим членам королевской династии.
6 сентября 2006. Полет. Ночь в столице Евросоюза. 7 часов утра, так не хочется просыпаться, а надо: сегодня на своей шкуре я должен понять, что испытывал Гагарин, делая виток вокруг Земли. Мне предстоит побывать в невесомости. Любой может повторить этот эксперимент в сжатой форме – надо залезть как можно выше и прыгнуть как можно дальше. Но чтобы этот прыжок не был последним, стоит выбрать не очень высокий элемент мебели (стол, стул, диван…) и как можно дальше прыгнуть. Во время прыжка тело испытателя становится «невесомым», так как во время полета оно не давит на поверхность. С гордостью за СССР и за первого космонавта я сажусь в военный транспорт, который должен отвезти меня к трапу готового к взлету самолета A300 Zero-G. По лицам окружающих вижу, что все сильно нервничают, практически никто не ест выданный накануне паек. А зря, неплохой он был, я съел их три штуки. Так незаметно для меня, жуя пайки соседей, пролетело время перед взлетом. Последний осмотр доктора и в путь, в Бордо на борту A300 Zero-G. Люк задраен, экспериментаторы пристегнуты, последний инструктаж и самолет выходит на рулежку. Шасси отрываются, и белый лайнер легко уходит в небо. Через несколько минут уже разрешено отстегнуться и подойти к установке. До первой параболы осталось 20 минут, счетчик пошел. Три минуты, две, одна. Я уже начинаю завидовать моим более проницательным коллегам, которые с утра отказались от еды, ведь вся она может выйти тем же путем, что и вошла, так как становится невесомой. Но время завидовать истекло, по репродуктору главный пилот просит нас лечь на пол, я ложусь и гигантская сила вдавливает меня в пол: началась первая фаза параболы – ускорение. Все объекты весят в два раза тяжелее, чем на Земле: сложно поднять руку, глаза закрываются. Но надо крепко за что-то держаться, так как за 20-секундной перегрузкой наступает 2-я фаза параболы – невесомость, и все тела начинают парить в воздухе, как во сне. Мне не очень хотелось держаться, пилот то ли не выспался, то ли что-то не рассчитал, и вместо того, чтобы парить аки птица, я врезаюсь в потолок. Кое-как спустившись по стенкам к пола, я еле успел до начала торможения (3-я фаза параболы), иначе повторил бы тот же самый путь, но в обратном направлении. Мой коллега Коля был более удачлив, зацепившись ногой в проводах, он успел протестировать экспериментальную установку в условиях невесомости. К следующей параболе я подготовился посерьезнее: и морально, и «материально» - до параболы как следует закрепился. Ну вот и она. Двигатели начинают реветь, меня вдавливает в пол, затем следует рывок и наступает невесомость. Перед самым рывком удается нажать на тумблер запуска экспериментальной установки. Датчики сигнализируют: отклонений от заданной программы не наблюдается. У меня же проблемы – в начале фазы невесомости, зацепившись руками за выступающие провода, вишу вверх тормашками. Приятного мало: когда начнется перегрузка, я должен буду рухнуть на голову в два раза быстрее, чем на земле. Вот и сигналы из рубки: «До выхода из пике осталось 3, 2, 1… пошел». И самолет, урча двигателями, выходит в горизонтальный полет. На следующей, третьей параболе, попытался перегрузку перенести на корточках. Жить можно, только очень болят колени. На четвертой мы с моим коллегой были уже на ногах, как некоторые члены технической команды. Все на нас смотрели как на идиотов, а впрочем, к нам уже стали привыкать. Не так это сложно стоять на ногах, только колени подкашиваются и говорить нельзя – очень сложно двигать подбородком, получается что-то нечленораздельное, как у мартышек в зоопарке. После тренировки на десятой-пятнадцатой параболе удалось даже попрыгать во время перегрузок, но результат всегда оказывался на уровне подготовительной группы детского сада: как ни старался прыгнуть повыше – оказывался на корточках. В этом упражнении главное не переусердствовать и заметить, когда начнется фаза невесомости, а то можно подпрыгнуть в носу и очутиться в корме самолета. Хорошо что мы эксперимент полностью автоматизировали еще на Земле, в лаборатории. Пока один, для проформы, следил за работой установки, другой мог наводить ужас на окружающих своими семимильными прыжками в невесомости. Но похоже и техникам такое поведение немного надоело, а также не отвечало европейским мерам безопасности на экспериментальном самолете, и нам с коллегой разрешили заниматься новыми формами невесомого балета на небольшом пятачке в салоне самолета, огороженном сеткой – сумасшедшие подальше от нормальных людей. Там-то можно было резвиться вволю: и хождение по потолку, и упражнение «баскетбольный мяч»: руки и ноги поджать под себя и посильнее оттолкнуться от пола: 20 секунд рикошета от стенок в невесомости обеспечено. Видя наши пируэты, нашим соседям по кабине надоело строить из себя важных ученых, и в наш «заповедник» выстроилась очередь. Пришлось уступить европейскому натиску. В открытой кабине упражняться нам уже запретили под страхом прекращения нашего эксперимента. Но очень тянуло: хотелось и полетать в невесомости, и обмануть «всевидящее око». Но «око» не дремало: из десяти попыток три замечания. На предпоследней параболе (всего их было тридцать), когда терять было нечего, прямо перед носом у главного техника прошелся по потолку, за что последнюю, заключительную, параболу провел пристегнутым в кресле. Думал, что все закончилось и про меня забыли, но на военных базах и самолетах все отлажено четко: на земле при приземлении меня ждал разнос. Но это было впереди, а пока мы еще летали. За оставшиеся 30 минут я осознал, что провел в невесомости в общей сложности 10 минут – 30 парабол по 20 секунд каждая. Вот под крыльями показалась рулежная дорожка, шасси коснулись земли, эксперимент закончился. На земле нас уже ждали, меня особенно. Особо серьезных санкций не было, но поругали за безответственность и отсутствие дисциплины перед всем строем. На этом официальная часть мероприятия закончилась, и можно было пойти поспать. Спал я долго – часов пять, обдумывал мою недисциплинированность. Когда надоело обдумывать, проснулся, помог моим друзьям Марку и Александру настроить экспериментальную установку перед завтрашним полетом, а сам поехал кататься на велосипеде. Не заметил как проехал около ста километров. Домой в три часа следующего дня возвращался практически на ощупь, фонарик разбился, освещение отсутствовало. Хорошо еще было полнолуние. Правда, когда проезжал через кладбище и вокруг во все стороны разлетались совы, стало как-то не по себе. 7 сентября 2006. Хорошо выспавшись после дневных и ночных приключений, обнаружил, что мои товарищи Марк и Александр уже уехали на аэродром – сегодня их полет, их день. Повалявшись на полу - спал я без простыней и подушек - решил разбудить Колю. Когда он наконец открыл один глаз, вместо «Доброе утро» он пробормотал что-то нечленораздельное, и я, видя тщетность всех моих будущих попыток поднять его с постели, отправился искать приключения в одиночку. Объект нашелся сразу: La Rochelle, знаменитая крепость, оплот протестантства после Варфоломеевской ночи. Знаменита она и событиями полувековой давности: именно оттуда выходили немецкие подлодки, чтобы топить конвои в Атлантическом океане. До крепости я так и не доехал, но видел ее издалека, окутанную туманом. Путь преградила река Garonna, а паром ходил нерегулярно и времени его ждать уже не было, надо было забирать приятелей с аэродрома: их самолет экстренно садился, совершив только 18 парабол из запланированных 30. Отказал один двигатель. Полет перенесли на следующий день. Вечер мы, пресыщенные невесомостью, провели вместе в Бордо, погуляли по ночному городу. Но в час были уже в кроватях: Александру и Марку предстояло лететь на следующий день. 8 сентября 2006. Утро началось, как и предыдущее. Короткое катание по холодному полу и долгие попытки разбудить Колю. Но смыться мне на этот раз никуда не удалось. Приятели позвонили с аэродрома и попросили побыстрее приехать. Но мы не смогли подъехать к взлетно-посадочной полосе ближе, чем на полкилометра – все было оцеплено полицией. Ну, думаю, что они там натворили? На этот раз наша команда была ни при чем: эксперимент, готовящийся к полетам на следующей неделе, взорвался. Пострадала только одна девочка. Когда мы через два дня уезжали из Бордо, она все еще находилась в реанимации, но ее жизни уже ничего не угрожало. Естественно, о полетах все сразу забыли. Не предвиделись они и на следующей неделе. Мы загрузили нашу установку в наш грузовой Mercedes и отвезли Александра на вокзал в Бордо. Очень не терпелось товарищу на родную землю, в Швейцарию. Океан нам уже немного наскучил, и мы - я, Коля и Марк – решили немного «окультуриться»: сходили в музей изобразительных искусств на выставку Fauvisme. Вечером отдали должное актерскому мастерству театральной труппы. И по ночной дороге поехали на берег Атлантики. 9 сентября 2006. Рыбалка. В 6 часов утра по неосвещенным прибрежным дорогам немытый и нечесаный я уже мчался в Cap Ferre, рыбацкую деревушку в 50 км от нашего отеля. Оттуда в 7 часов утра выходил рыболовный катер на ловлю тунца с искателями приключений на борту. За два часа нам надо было выйти в район ловли за 100 км от берега, поэтому капитан гонял два своих 400-сильных мотора и в хвост, и в гриву. В девять мы были уже на месте, я на мачте для юнги в бинокль выискивал стаи чаек: эти кормятся той же рыбой, что и тунец. Вот и первые птицы. Их немного – всего пять, но надо попытать удачу. Крючки с наживками уже в воде, и мы на крейсерской скорости приближаемся к стае. Чайки взлетают. Проходят 20 секунд, потом полминуты. Удача нам изменила? Есть, она приходит, когда ее не ждешь. Сильная рыба начинает сматывать катушку. Через мгновение запел фрикцион у второй, и вот уже четыре рыболова трудятся над выуживанием 10-килограммовых серебряных слитков. Рыбы уже близко от борта, я их гарпуню и оглушаю. Начало хорошее – верной дорогой идете товарищи. Через четверть часа - вторая стая. Все повторяется. А потом пошло как по маслу, рыбалка как в аквариуме. Не надо было даже выискивать стаи – рыба резвилась рядом с бортом. Небо смилостивилось над нами, дало нам послеобеденный перерыв, но ненадолго, всего на час. А потом пошла та же карусель. Рыбу не успевали запихивать в трюм. 10-килограммовые экземпляры считались мальком. День пролетел незаметно. Опять марш-бросок, но теперь до побережья. Всего мы вытащили 53 экземпляра, из которых 10 мои. То есть около центнера свежей рыбы. Столько много мне, естественно, ни к чему, я отобрал 5 штук поменьше - для друзей, которые ждали меня уже в порту. И не только они: приехало местное телевидение – мы поставили дневной рекорд вылова рыбы. Проскользнул потихоньку в машину, и мы отправились в Бордо. Бронь в отеле закончилась, и спать нам было негде. Решили спать в машине. Назавтра предстоял длинный путь в Швейцарию. 10 сентября 2006. Перегон Бордо-Лозанна. День начался в 6 часов в мирно дремлющем Бордо, который наш грузовик будил, не стесняясь. Мы мчались в направлении Швейцарии. Первый городок по пути - Saint-Emilion, знаменитый своими виноградниками и крепостями. Грех было не заехать. И не пожалели. Пока Марк отсыпался в машине, мы с Колей прошлись по центру этого замечательного средневекового городка. Но время поджимало – снова в путь, зовет труба. Следующая остановка после без малого 400 километров была в столице Vosges, в Clermont-Ferrand. Особо понравился средневековый собор на центральной площади. Clermont-Ferrand был крепкий орешек - чтобы обойти центр, потребовалось 3 часа, но мы его раскололи. И вновь дорога – теперь уже прямиком в Швейцарию. Подъезжая к границе, вспомнил, что не оформил никаких документов на нашу экспериментальную установку – вдруг не пустят. Но нам повезло – в Швейцарию мы въезжали уже в ночи, пограничники дремали, и мы проскочили незамеченными. Разгрузили установку, на что потребовалась вся ночь, раздали рыбу знакомым, сдали машину, а в семь часов утра я уже мчался в Париж. Но это уже другая история…
Алексей Алтухов студент-дипломник физического факультета
Ссылки по теме:
© Редактор Елена Коптелова © Швейцарский взгляд / Swiss
Vision, 2007 |
|